Наконец-то у вас появился малыш – маленькое и беззащитное существо, которое в миниатюре воспроизводит черты взрослого человека. Наблюдая за ребенком, взрослые прекрасно понимают, что он мало, что может сделать самостоятельно. Он не знает такого понятия, как мораль, он не способен вести себя по нормам и правилам общества, в котором живет. Ребенок овладевает правилами поведения постепенно, на протяжении всего детства и даже отрочества, и только это дает ему возможность так скажем «вписаться» в современное общество.
Есть множество форм обучения нормам поведения в мире людей, одно из которых является наказание. У родителей всегда есть выбор: воспитывать, наказывая ребенка, или воспитывать, не наказывая.
В воспитании невозможно обойтись без наказаний, если только взрослые, воспитывающие ребенка, и в первую очередь сами родители по каким-то своим причинам придерживаются лишь теоретических «книжных» догм, например, таких как: наказание делает ребенка более агрессивным, «ломает» его личность, не создает правильных условий для самореализации и многое другое.
Дети до 10 лет без наказаний находятся «в плену» своих чувств и желаний, не могут научиться правильно «управлять» своими побуждениями, поэтому будут вести себя неправильно, «по варварски»: есть руками, кусаться, драться, кричать; ходить по дому в грязной обуви и т.д.
Но прежде чем использовать какое-нибудь наказание, нужно понять смысл каждого. Специалисты подразделяют все виды наказаний на три группы.
Первая группа основана на болевом ощущении. То есть страх боли в будущем не позволит ребенку действовать нежелательным образом.
Второй тип основан на абсолютном лишении родительской любви. Как и в первом случае, здесь воспитательный эффект достигается при помощи воздействия на чувства малыша (страх потерять любовь, заботу и страх перед болью).
К третьей группе наказаний относятся наказания, которые связаны с лишением ребенка какого-нибудь удовольствия: например, развлекательного похода в цирк, зоопарк, парк аттракционов, чтения книжки вслух, просмотра любимых мультиков, похода к друзьям, ежедневной игры на компьютере. Подобные виды наказаний расстраивают детей, но не затрагивают их чувства напрямую, а лишь ограничивают или откладывают на определенный срок исполнение каких-то желаний.