Итак, вы уже объяснили своему ребенку смысл его неправильного поведения, и он все понял. Далее перед нами стоит следующая задача, которая заключается в том, что установленные в доме или обществе правила и нормы должны быть постоянными, то есть их нельзя нарушать ни под каким предлогам. Например, нельзя играть со спичками, причем этого нельзя делать не только малышу, но и родителям, бабушке, дедушке, воспитателям из детского сада. Данное правило должно соблюдаться постоянно, более того, все взрослые в семье и даже за ее пределами должны это правило строго поддерживать.
Рекомендуется после объяснения смысла того или иного правила поведения договориться с ребенком о его наказании. Он должен четко знать, что при нарушении правила будет и наказание. Кстати, психологи советуют применить такую практику: ребенок сам выбирает наказание за тот или иной проступок из предложенных вами вариантов. При этом крайне важно, чтобы малыш принимал в этом процессе активное участие и считал выбранное вместе наказание достаточным и вполне справедливым за совершенное неправильное деяние. В дальнейшем, если ребенок снова его нарушает, то он уже будет знать, что за этим идет. В таких случаях чаще всего к моменту, когда наказание обсуждено и правило понятно, ребенок уже сам начинает следить за поведением, ведь это является для него пройденным материалом.
Основными факторами наказания, неправильное или правильное использование которого скажется на результате, овладение малышом правилами и нормами поведения человека в социуме, это его возраст и непосредственно время, когда эффективность определенного вида наказания является оптимальной. Зачастую некомпетентные родители требуют от ребенка того, что он в его возрасте не может сделать. Например, как часто мы видим, как мама разговаривает на улице с приятельницей, а малыш постоянно крутится и пытается вырвать руку и маминой. При этом мама обычно говорит ребенку не вертеться, стоять спокойно и т.п. Но ведь двухгодовалому малышу совсем не интересно слушать сплетни и разговоры взрослых, куда забавней побегать, посмотреть окружающий мир, потрогать, залезть в лужу и измерить ее глубину, попробовать на вкус листик дерева… К сожалению, невыполнение подобных требований приводит родителей в гнев и ярость, а также к последующим наказаниям, что в корне неправильно и как минимум непедагогично.