Родители, которые воспитывают детей с применением физической силы, часто задают такой тревожный вопрос: а если ребенок не понимает по-другому? Пытаясь объяснить что-либо очень важное своему чаду, родители готовы на все.
Мы беспокоимся, что малыш поранится, если возьмет острый нож, попадет под машину, если не будет предельно внимателен на дороге, погибнет, если высунется из окна… Мы этого очень боимся и внушаем ребенку определенные инструкции, так скажем руководство к действию. Но мы совершенно не замечаем, что он еще не готов слышать все это в таком объеме. И что делают родители: они в страхе и отчаянии берутся за ремень.
В своем беспокойстве мы на самом деле забываем о своей роли в жизни детей, ведь мы – родители, мы – это те люди, которые обязаны быть со своим ребенком все время рядом, до тех пор, пока он не усвоит нормы безопасности, не узнает хорошо мир вокруг себя, ведь сейчас он всего лишь пытается познать, учится, и совершенно беззащитен. Согласитесь, все будет более удачно, если мама позаботится, например, о том, чтобы нож находился в недоступном для малыша месте. То же самое и с окном, с дорогой и еще с целым перечнем ситуаций, в которых мы стараемся решить вопрос внушением, а затем и битьем.
Но битье не является никакой гарантией более глубинного и лучшего понимания детей, что можно делать в той или иной ситуации, а что нельзя. Физическое наказание – это только акт наказания, повод для дальнейшей обиды, страха, стыда и даже самой банальной ненависти. Но это никак не понимание важной сути вещей.
После того, как дети вырастут, они, наверняка, поймут, почему их наказывали, но вот причины для подобной жестокости им будут явно не понятны. Получается следующее: ребенок приобретает свой негативный и отрицательный опыт, который совсем не показывает ему, что хорошо, что нужно и можно, что позитивно, как и где можно использовать свои навыки, знания и свою фантазию. Такой опыт от противного сильно ограничивает в маленьком человеке развитие личности, намного тормозит его энергию и желание к стремлениям.
При воспитании необходим родительский труд, как труд любящего наставника, а не инквизитора. Может быть, мы просто срываем на ребенке свои трудности, переживания, неудачи. Поверьте, поговорив с вашим чадом на равных, как со взрослым человеком, вы поймете, что в этом случае он усвоит больше, нежели с ремнем и руганью.